Проверить задолженность
Введите номер Вашего лицевого счёта
 
НОВОСТИ \ Публикации в СМИ
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Вернуться к публикациям 
12 октября 2017
"Кузбасс"
"Пора пересмотреть принципы функционирования рынка"
29 сентября в силу вступило постановление Правительства, которое должно хотя бы отчасти урегулировать давно наболевший вопрос. Задолженность потребителей электроэнергии перед сбытовыми компаниями растет как снежный ком. На сентябрь 2017 года она составляет более 130 млрд по всей России, а в Кузбассе крупнейший гарантирующий поставщик недосчитался свыше 2,7 млрд рублей. В связи с этим в дело вмешивается законодатель, пытаясь урегулировать отношения «сверху». Но вопрос в том, будут ли меры, прописанные на бумаге, работать в реальных рыночных условиях. С этим вопросом мы обратились к генеральному директору ПАО «Кузбассэнергосбыт» Леониду Петрову

Корр.: Леонид Прохорович, изменения в законодательстве вступили в силу 29 сентября. Расскажите, в чем их суть и как они должны помочь решить проблему задолженности за электроэнергию?
Л.П.: Изменения, о которых вы говорите, затрагивают порядок введения режима ограничения потребления электроэнергии. Если коротко, процедура ограничения электроснабжения потребителя стала быстрее и проще. Меньше этапов и препятствий. Также новые изменения обязывают потребителей самостоятельно ограничивать себя в потреблении и предполагают штрафы за неисполнение данных требований. К тому же при определенных условиях есть возможность полностью ограничить «неотключаемые» объекты энергоснабжения. В теории это должно если не погасить всю дебиторскую задолженность, то остановить ее рост.
Корр.: В теории? Есть опасения относительно применения новой нормативной базы?
Л.П.: Откровенно говоря, да. Законодатель понял, что ситуация с неплатежами потребителей, сложившаяся на рынке, требует его вмешательства. И если проследить за последними законодательными инициативами, можно понять, что взят курс на урегулирование проблем. Однако нововведения не всегда работают. Ярким примером служат так называемые финансовые гарантии. Согласно законодательству, их должны предоставлять «неотключаемые» потребители, долг которых достигнет двукратной величины среднемесячного обязательства. Поручителем в данной ситуации может выступать муниципалитет или банк. Но в первом случае не существует механизма, благодаря которому бюджетные деньги уйдут на погашение долгов убыточного предприятия. А во втором – банки не хотят кредитовать компании, которые заведомо не смогут рассчитаться. Но даже если бы эти законы работали, полностью ситуацию с дебиторской задолженностью они бы не решили.
Корр.: И в чем загвоздка?
Л.П.: Меры, которые принимает сегодня законодатель, пытаясь урегулировать ситуацию на энергетическом рынке, носят скорее косметический характер. Упрощение ввода ограничения, предоставление гарантий, условная возможность отключать объекты ЖКХ – все это лишь инструменты, позволяющие слегка залатать финансовые дыры. А на самом деле проблема системная. Сам механизм рынка не в порядке.
Корр.: То есть?
Л.П.: Например, есть такое понятие: компенсация выпадающих доходов. Особая мера социальной поддержки, позволяющая сдерживать рост тарифов на коммунальные услуги для населения. Допустим, тепло, которое котельная продает Ивану Ивановичу, стоит 1000 рублей. Однако Иван Иванович платит лишь 400 рублей, а оставшиеся 600 рублей котельной компенсирует муниципалитет. Это и есть компенсация выпадающих доходов (КВД). Конечно, в теории это выглядит замечательно, но вот что происходит на деле. Для местного бюджета покрывать такие суммы оказывается непосильной ношей. А значит, условная котельная недополучает денег и ей не хватает средств для нормального функционирования. Приходится экономить на чем-то. Котельная начинает пренебрегать платой за электроэнергию. Из-за этого поставщик вынужден привлекать кредитные средства для покрытия кассовых разрывов. И это повторяется раз за разом, поэтому кредитный лимит уже сегодня на пределе. Однажды эта ситуация разрешится крайне печальными последствиями для всего рынка. А тем временем Иван Иванович продолжает жить в тепле, платя за это экономически не обоснованные 400 рублей.
Корр.: Так почему бы тогда не отменить КВД?
Л.П.: Все не так просто. Во-первых, существует ограничение на предельный рост коммунальных платежей. К примеру, в Новокузнецке местный бюджет оплачивает 24% от тарифа утвержденного РЭК, а в Мысках и того больше – 42%. Если одномоментно отменить такую поддержку, то на население упадет огромная финансовая нагрузка. Изменять ситуацию нужно плавно и аккуратно. Пилотный проект по отказу от КВД должны запустить в Новокузнецке. Если это действительно произойдет, мы надеемся, что платежная дисциплина ресурсоснабжающих организаций южной столицы Кузбасса станет лучше и дебиторская задолженность, как минимум, замедлит свой рост. При этом социальная поддержка останется, но станет адресной. То есть бюджетные деньги будут выделяться лишь тем, кто действительно в этом нуждается.
Корр.: И тогда ситуация стабилизируется?
Л.П.: Не сразу. Важно понимать, что существует целый комплекс проблем. Например, весьма странная система формирования тарифа на коммунальные ресурсы, поставляемые предприятиями ЖКХ. Регулирующие органы не учитывают рост цены за электроэнергию и закладывают в экономически обоснованный тариф для котельных или водоканалов цены прошлого года. Такие же аномалии происходят и при финансировании муниципальных учреждений: школ, больниц и т.д. Таким образом, даже при условии, что все дотации поступят вовремя и по адресу, денег не хватит, чтобы рассчитаться с поставщиками электроэнергии. Отсюда и постоянный рост дебиторской задолженности. Только в нашей компании на сегодняшний день из  2,7 млрд рублей общей дебиторской задолженности более 1,3 млрд должны как раз те потребители, платежеспособность которых зависит от дотаций бюджетов разных уровней или установленных властями тарифов.
Корр.: И какой путь разрешения сложившейся ситуации видите вы?
Л.П.: Безусловно, нам необходима помощь законодателя. Однако те инициативы, которые он предлагает сегодня, не решат весь комплекс проблем. На мой взгляд, вместо того, чтобы латать дыры, нужно пересмотреть сам подход к функционированию рынка. Энергетика – уже достаточно взрослая отрасль. Если на федеральном уровне нам дадут эффективный механизм функционирования рынка, то, возможно, и не понадобится столь внимательное и скрупулёзное вмешательство со стороны местных властей. Но для этого нужно организовывать конструктивный диалог непосредственно с участниками рынка, вместо того, чтобы выпускать очередные слабо работающие законы, не решающие практически никаких проблем.
 
RSS

© ПАО «Кузбассэнергосбыт» 2006-2018